Как правильно оценить бизнес при продаже
Когда вопрос касается точных цифр важно следовать логике. Но в каждой стране она может несколько отличаться. К примеру, при оценке аптеки, ресторана или кафе в Британии учитывается объем продаж за последние три-четыре месяца. В России применять такие данные не целесообразно, так как реальный оборот не всегда дает четкое понимание существующего дохода.
Именно поэтому бизнес-брокеры в РФ рекомендуют определять стоимость компании исходя из ежемесячного чистого дохода, который получает владелец бизнеса после уплаты всех налогов, страховок, аренды и зарплаты персоналу. Обычно стоимость готового бизнеса оценивается в пределах предпринимательской прибыли за 7-18 месяцев (при условии, что компания работает на арендованной территории), но нередки случаи, когда фирму покупают за сумму, равную доходам за три года или пять лет.
Кроме того, на стоимость бизнеса влияет наличие собственных помещений и дорогостоящего оборудования, соотношение спроса и предложений, востребованность определенной сферы, необходимость для владельца компании иметь особые навыки или специальное образование. То есть, чем проще управлять фирмой, чем востребованнее данный бизнес, чем больше у компании потенциальных клиентов, тем большую сумму владелец может установить при продаже своего предприятия.